Джон 1969 , документальный фильм о теории привязанности.
«Джон» - это фильм, изменивший всю систему помощи детям, оставшихся без родителей в одной стране. Фильм показывает влияние кратковременной разлуки с родителями на маленького ребенка. Он стал одним из целой серии подобных фильмов. Это простое документальное черно-белое видео и закадровый текст. Больше ни звука – оглушительная тишина. Когда фильм показали на родине - в Великобритании, он вызвал широкий резонанс и затронул большинство зрителей, включая министра здравоохранения Великобритании. Он вызвал серьезные дискуссии о том, какие формы заботы о детях являются приемлемыми. Это, в свою очередь, повлекло за собой фундаментальные изменения в системе ухода за детьми. В результате фостеровская (замещающая) семья стала официально признанной формой воспитания. Детей стали помещать в фостеровские семьи в случаях, когда нахождение ребенка в своей семье невозможно. Дома ребенка в Великобритании были закрыты.
Копии фильма были приобретены университетами и колледжами большинства стран мира (за исключением стран Восточной Европы и Советского Союза). Он получил Серебряную Медаль на Венецианском кинофестивале; Серебряную Медаль Медицинской Ассоциации Великобритании. Фильм также получил Специальный Приз за Фильм Величайшего Значения от Британского Фонда страхования жизни - это высочайшая награда Великобритании для учебных фильмов в медицине и здравоохранении.
Фильм «Джон» наглядно показал что происходит с маленьким ребенком когда мама вдруг, без объяснения причин, исчезает из его жизни на несколько дней. Главный герой фильма - мальчик Джон, которому на момент съемок фильма всего 1 год и 5 месяцев. На время родов у мамы его помещают в дом ребенка на 9 дней. Тогда весь мир еще не знал на сколько даже кратковременная разлука может нанести глубокую травму ребенку. Джеймс Робертсон, снявший этот фильм, был социальным работником, он также входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Его супруга Джойс, которая участвовала в съемках и общалась с Джоном непосредственно в детском доме, также была социальным работником, специалистом по дошкольной работе.
Дом ребенка, о котором идет речь в фильме, был организован при некоммерческом фонде и специализировался на уходе за детьми из неблагополучных семей. Данный дом ребенка также являлся базой для прохождения практики будущих воспитателей домов ребенка. Поэтому студентки часто сменяли друг друга.
Годом ранее съемок семья Джона переехала, и родственников, которые могли бы присмотреть за ребенком, не было. Родителям было нелегко принимать такое решение - они, конечно, понимали, что Джон будет очень переживать в доме ребенка, но им все же казалось, что это наилучший выход и тем более это не противоречило общественному мнению о том, что ребенок все равно ничего не запомнит и его можно помещать на время в подобные заведения. Родители заранее посетили детский дом вместе с Джоном.
Робертсоны снимали историю такой какая она есть и самого Джона таким, как он был. Конечно же присутствие съемочной группы влияло на его поведение, но, скорее всего, это влияние было незначительно.
Джон привык, что мама с папой всегда рядом и заботятся о нем. Его реакция на длительную разлуку было совершенно типичной и ярко характеризует разрушение привязанности, согласно Д.Боулби.
Ребенок со сформировавшейся привязанностью проходит 3 фазы адаптации к потере близкого взрослого. Первая фаза – это протест (плач, поиск родителей, отказ от попыток отвлечь его). Вторая фаза – погружение в себя, безразличие, апатия. Третья фаза - отчужденность, это выглядит так, как будто ребенок "воспрял духом" и стал активным, однако его игра порой кажется бессмысленной. На глазах зрителей Джон проходит все эти фазы в течении девяти дней. И если первый раз мы видим как в двери учреждения входит один ребенок – веселый, жизнерадостный, уверенный в себе и мире вокруг, то выходит через 9 дней он совершенно переменившимся.
Робертсоны поддерживали связь с семьей Джона после его возвращения домой. Этот опыт оказался для Джона крайне травматичным. В течение долгого времени вся семья жила в огромном напряжении. И, вопреки популярному стереотипу, это был не тот опыт, который "формирует характер». У Джона долгое время наблюдались необоснованные вспышки агрессии, отказ от пищи, общая тревожность, страх потери матери.